Что такое неликвидный товар? Это продукция, которая никак не хочет покидать витрину магазина, поскольку не пользуется спросом. Любой владелец обувного магазина знает — сезонный товар весьма требователен к логистике, поскольку спрос на него зависит не только от времени года, но и от климатических условий региона, от тенденций в изменчивой современной моде, от цен и еще от множества причин, предугадать и предсказать которые довольно сложно. В результате к наступлению следующего сезона на прилавках и складе образовываются неликвидные остатки, от которых приходится избавляться, снижая цены и устраивая грандиозные распродажи.
Не принимая в расчет затраты на доставку товара в магазин, аренду, зарплату персоналу, налоги и прочие расходы, которые учитываются при расчете наценки, в лучшем случае владельцу магазина в результате распродажи удается сохранить хотя бы закупочную стоимость товара. Например, если наценка составляет 50% от закупки, то максимальная скидка, которую может позволить себе продавец, чтобы избежать значительных финансовых потерь, составит всего 33% от конечной стоимости товара. Чем больше наценка, тем большей может быть и скидка, но выгоду от таких продаж получить невозможно.
Существуют различные способы избежать убытков от реализации неликвидного товара, один из которых мы и хотим описать в данной статье.
Мотивация персонала, как способ получить прибыль от неликвида
Как в танце, где ведет тот, кто лучше знает па и чувствует ритм, в продажах ведущим должен быть продавец. Категория покупателей, которые приходят в магазин, чтобы купить туфли, но не знают при этом, чего именно хотят, весьма широка. Пока такой покупатель будет изучать витрины и определяться с выбором, продавец может либо подождать, занимаясь другими делами, либо направить выбор клиента в нужное русло.
Самый распространенный способ мотивации продавцов на продажи — обещание премии за реализацию залежавшегося товара. При этом руководители часто не озвучивают размер премии, количество продукции, которую нужно продать для получения этой премии. В результате продавец либо сразу же теряет интерес к предложению, либо остается разочарованным после месяца усилий. Это можно исправить, просто трансформировав растяжимое понятие «премия» в конкретные цифры.
Введем несколько условных единиц. Допустим, у вас на складе осталось 100 пар открытых туфель, которые никак не хотят продаваться, и закупили вы их по цене 500 рублей за пару. Условная наценка пусть составляет 50% от закупочной цены, то есть конечная цена 1 пары туфель составит 750 рублей.
При скидке в 33% вы потеряете 247,5 рублей с пары, фактически вернув закупочную стоимость товара. При большей скидке — получите убыток.
Теперь посмотрим, что можно сделать с неликвидными остатками путем мотивации продавцов
- Поскольку потери от неликвида неизбежны, постараемся их минимизировать. Определим 10% конечной стоимости товара как 1 балл (бонус), который получит продавец от продажи 1 пары такого товара. При этом потери составят всего 75 рублей с пары и вам удастся сохранить 70% наценки.
- Можно определить еще 10% от конечной стоимости товара в качестве максимально допустимой скидки, которой продавец может оперировать в процессе убеждения покупателя купить именно эти туфли. Если ему удастся продать товар без скидки, то эти 10% будут считаться как еще 1 балл (бонус) от одной продажи. То есть продавец будет иметь возможность получить +150 рублей к зарплате с одной проданной без скидки пары неликвида, а вы сохраните 40% наценки.
- Если в вашем магазине работает не один, а несколько продавцов — устройте соревнование, по итогам которого тот, кто наберет наибольшее количество баллов, получит помимо % от продаж еще и премию (пусть небольшую, но это тоже хороший стимул).
Получается, что усилиями ваших продавцов вы можете продать неликвидный товар с наценкой до 20% к закупочной цене. Да, прибыль невысока, но вероятность того, что вы ее получите, гораздо выше того, что товар в коробке с надписью «Распродажа» заинтересует ваших покупателей.
Особенности, которые следует учитывать при подобном способе борьбы с неликвидными остатками
- Если вы решите избрать подобную бонусную систему для мотивации персонала к продаже залежавшегося товара, помните: повальное «впаривание» и «втюхивание» приведет к обратному результату. Как уже говорилось выше, покупателей, потребности которых можно удовлетворить неликвидом, довольно много. Нужно уметь выделять этот сегмент клиентов из общей массы, чтобы не распугать излишней навязчивостью тех, кто точно знает, что ему нужно.
- Товар, который нужно продать, не должен выделяться из остального ассортимента магазина. Расписывать преимущества туфель, на ценнике которых красными цифрами нарисован размер скидки, а над витриной красуется вывеска «Распродажа», бессмысленно.
- Не используйте исключительно соревновательный элемент мотивации продавцов — награду за продажу неликвида должен получить каждый, кто принял в ней участие. В противном случае сработает демотивация, в результате чего вы можете потерять хорошего сотрудника.
Конечно же, данный способ борьбы с залежавшимися остатками приемлем только для тех магазинов, где работают наемные продавцы. Если за прилавком стоит сам руководитель, то избежать потерь будет довольно сложно. Тем не менее, методов успешной реализации неликвида довольно много, и мы постараемся найти и описать такой способ, который подойдет и для небольших розничных точек, в которых роль продавца выполняет сам директор.
Оставайтесь с нами и почаще заглядывайте на странички нашего блога — мы пишем его для вас.
Желаем всем владельцам обувного бизнеса хороших оборотов и успешной борьбы с неликвидными остатками. А еще лучше — отсутствия таких остатков в принципе.
С уважением, команда VZV.su
Зарегистрируйтесь на нашем сайте и получите скидку на первый заказ!
Комментарии: