В предыдущих публикациях мы говорили о значимости анализа и самоконтроля на любом этапе бизнеса. Конечно, один из самых важных временных отрезков для стартапа, это первый год. Все, что получилось и не получилось, так или иначе, сыграет роль впоследствии. Даже, если у Вас все успешно, и круговорот текущей работы не дает ни минуты свободного времени – обязательно нужно остановиться и уделить время анализу прошедшего года.
Сложности открытия магазина
Поиск первоначального капитала – сложный этап для любого бизнеса. Несмотря на то, что у нас в стране действует огромное количество программ по поддержке малого предпринимательства, работают венчурные фонды и так далее, победителей объединяет одно – наличие четкого и структурированного бизнес-плана. Причем не просто плана на год, а с его дальнейшей проработкой до 3-5 лет, и возможностью корректировки на любом этапе бизнеса.
Проверить свои результаты по бизнес-плану достаточно легко – нужно лишь подсчитать и посмотреть на ключевые цифры. А вот спроецировать его, и дальнейшее развитие событий на будущее, да еще и с проекцией роста и развития – это уже совсем непростая задача.
Существует несколько самых распространенных проблем первого года жизни предприятия:
- «наполеоновские» планы и нереальные амбиции;
- выбор слишком узкой ниши или размытая специализация;
- слабый и непроработанный бизнес-план;
- отсутствие слаженной команды с четким разделением функционала;
- проблемы промежуточного анализа и перестройки бизнеса.
Очень часто открытие нового бизнеса выглядит так: встречаются 2-3 единомышленника (как правило, это друзья или родственники), на создание «бизнес-плана» уходит, максимум, неделя, ведь больше, по их мнению, это пустая трата времени – нужно скорее рваться в бой.
Почти все первоначальные накопления и инвестиции уходят на ремонт, оборудование, и неограниченную рекламную поддержку, пытаясь охватить необъятное. Через полгода после открытия — размытость функционала, отсутствие плана, и нехватка ресурсов начинают проявляться и обрастать, как снежный ком, другими текущими проблемами. Это, зачастую, приводит к выходу из проекта тех, кто планировал к этому времени уже появиться на первых страницах газет и получать первые дивиденды, а никак не вкладывать снова и снова.
В нашем формате – открытие магазина детской обуви «у дома» — все вышеперечисленные факторы встречаются, к сожалению, довольно часто, и поэтому очень часто в спальных районах на одном и том же месте открываются и вскоре закрываются все новые и новые магазины. В течение первого полугодия существования нашей точки мы постоянно слышали одну и ту же фразу от клиентов: «желаем Вам удачи – очень уж часто хорошие магазинчики у нас закрываются». Это говорит о том, что на «первых порах», видимо, было сделано все верно, потенциальные клиенты пойманы, но недоработки, отсутствие анализа и ряд текущих проблем приводят к закрытию бизнеса.
В теории можно много говорить о разных аспектах развития бизнеса, но намного интереснее посмотреть, как это происходит на практике, и с чем Вам, вероятно, придется столкнуться.
Плюсы и минусы открытия магазина формата “у дома”
Попробуем распределить все положительные и отрицательные моменты открытия магазина формата «у дома» на нашем конкретном примере:
+ | — |
— отлично выбрано местоположение — проработана рекламная поддержка — качественный анализ конкурентов — постоянный контроль и промежуточные итоги — резервы и запасные ресурсы |
— бизнес-план не учитывал кризисных моментов — неверный выбор торгового оборудования — пересечение ассортимента с конкурентами — проблемы с персоналом — затоваривание неходовыми позициями |
Про положительные моменты скажем коротко – все было сделано именно так, как мы рассматривали в наших предыдущих публикациях — аспекты открытия нового магазина:
- Грамотный выбор помещения с учетом всех вариантов трафика и наличия потенциальных покупателей уже год обеспечивает непрерывный поток клиентов только одного спального района.
- Розничная точка ярко, но ненавязчиво, оформлен баннерами и имеет хорошую, но недорогую рекламную поддержку.
- Качественный анализ конкурентов позволил занять свою небольшую нишу на достаточно насыщенном рынке по продаже детской обуви. Про это можете прочитать в статье: борьба с конкурентами при открытии магазина.
- Постоянное присутствие в магазине, или его окрестностях, руководства, позволяет оперативно получать обратную связь от клиентов, контролировать большинство процессов, проводить промежуточный анализ деятельности.
А вот на отрицательных моментах остановимся поподробнее и попробуем понять, что можно с ними сделать.
1. Проблемы с ростом курсов валют, начавшиеся сразу после открытия, привели к серьезным корректировкам бизнес-плана, увеличили срок выхода на окупаемость практически на целый год.
Во-первых, как мы уже отмечали, на оптовую закупку обуви уходит практически в 2 раза больше средств, чем было запланировано (за счет того, что обувь практически вся шьется за пределами страны, и расчет с производителями идет в валюте).
Во-вторых, у населения проходит очень сложная адаптация к новым ценам, а в спальном районе это еще пересекается с отсутствием роста доходов и, скорее, их сокращением. В связи с чем, происходит переориентация на более дешевые модели, чаще всего с потерей качества.
2. Фактически, из-за кризиса и появилась проблема пересечения ассортимента с конкурентами. Изначально, по бизнес-плану проектировалось наличие новых интересных брендов, не представленных на рынке до недавнего времени. Их не слишком низкая цена должна быть нивелирована отличным качеством и новизной. Однако, в кризис больше прогнозируемого, покупатели стали рассуждать следующим образом: «эти ботинки ребенку на один сезон – нога очень быстро растет – сейчас нет возможности тратить больше». Сейчас же, из-за закупочных цен пришлось понизить порог и закупать более «массовые» модели и бренды, а начало работы с новыми поставщиками отложить на неопределенное время.
Хорошо, что в онлайн-каталоге VZV.su представлено очень много брендов и моделей детской обуви. Огромный выбор, хорошие условия и сроки доставки, личный менеджер – все это играет важную роль при закупке, особенно в кризис.
Изначально, при выборе помещения мы ориентировались на основные факторы, о которых писали ранее – это его местоположение (торец дома со свободной территорией перед магазином), возможность организации 2 залов, просчитывали нужный для нас трафик.
3. Упустили только один, но достаточно важный момент – нестандартный размер помещения – объединенные в одно помещение 2 ранее жилых квартиры. Отсюда, уже на этапе ремонтных работ, выявилась проблема с заказом торгового оборудования – стандартные торговые системы не подходили, были либо слишком широкими, или, наоборот, узкими.
4. Также, внесли свою лепту в расстановку мебели большие широкие окна, почти на всю стену – которые дают хороший теплый дневной свет, а в данной сфере это важно. В результате, пришлось делать мебель под заказ, что привело к удорожанию стоимости оборудования, от запланированной в бизнес-плане. Также, не были учтены тонкости именно торгового оборудования, и сейчас не все модели хорошо просматриваются на имеющемся оборудовании. Впоследствии планируем заказывать новые стеллажи и оборудование.
5. Достаточно неожиданной проблемой для нас стал подбор персонала для магазина. Казалось бы, в период кризиса должно быть наоборот, многие люди остались без работы и находятся в активном поиске. Но в реальности оказалось, что у населения существуют определенные стереотипы по отношению к работе продавца консультанта – работа которого, по мнению многих, заключается в том, чтобы просто принести пару обуви на примерку, а потом отбить чек, и на этом все.
С огромным трудом нам удалось найти специалистов, готовых обучаться самым современным методикам продаж, активных продаж, работе с возражениями, контакту с клиентами. На отработку полученных навыков также ушло гораздо больше времени, чем было запланировано. Однако, сейчас о нашем магазине мы читаем чаще всего именно восторженные отзывы о качестве продавцов, к которым хочется возвращаться снова и снова.
6. Ожидаемо, но увлекшись работой с продавцами, мы упустили еще один важный момент – работу со складскими остатками. Молва о новом интересном месте прошлась по району довольно быстро, мы получили хороший поток клиентов, но при этом ходовые размеры в каждой возрастной группе продались довольно быстро. Склад заполнен на 60%, но при этом выбор моделей на востребованный ассортимент несколько ограничен.
Чтобы не потерять привлеченных клиентов мы разрабатываем различные акции на оставшийся ассортимент, и своевременно стараемся пополнять размерный ряд. Важным для нас сейчас становится выбор тех производителей, которые сразу в коробе делают раскладку на ходовые размеры в большем количестве, чем на менее востребованные.
Подведем итог
Не хватило 100% концентрации на всех этапах, поэтому сейчас выявились проблемы. Но своевременный анализ и понимание, как ситуацию можно исправить – помогут нам вовремя отреагировать и внести корректировки до того, как они значимо повлияют на нашу конкурентоспособность.
Детская обувь оптом от производителя в онлайн-каталоге VZV.su.
Зарегистрируйтесь на нашем сайте и получите скидку на первый заказ!
Комментарии: