Артикул обуви — обязательная информация об изделии (технология изготовления, модель, использованные материалы, сезон носки), представленная в виде условных символов.
Артикул обуви (от лат. articulus — раздел, статья) — это краткая характеристика изделия, выраженная условными цифровыми и буквенными обозначениями, которые несут информацию о его частных признаках. Артикул присваивается для более полной характеристики товара.
В 2012 году Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии был введен в действие Национальный Стандарт Российской Федерации, в котором указаны основные требования к маркировке обуви. Главными из них являются достоверность, возможность проверки и удобность прочтения указанных условных обозначений. Они наносятся непосредственно на саму обувь, а также на транспортную тару и упаковку, в которой товар попадает к потребителю.
Артикул состоит из восьми-девяти цифр и букв. Первая цифра содержит информацию о половозрастном назначении обуви (женская, мужская, для мальчиков, девочек, школьная, дошкольная). Вторая и третья — вид кожи. Далее обозначают разновидность обуви, метод, которым прикреплена подошва и материал, из которого она изготовлена. Затем идут цифры, указывающие на цвет и вид материала верха. Если используется ручное производство, перед артикулом ставятся буквы МР, механическое — М. Если верх изготовлении из текстильного полотна, обозначение групп материалов проставляют в зависимости от стоимости одного квадратного метра.
Также согласно ГОСТу на каждой полупаре проставляется маркировка, содержащая информацию о производителе (марка или товарный знак), размере, полноте, защитных свойствах, если таковые имеются и дате выпуска (месяц, год). Для транспортной маркировки предусмотрены свои требования. Если изготовитель формирует оптовые цены из стоимости, указанной в прейскуранте, артикул изображают в виде дроби, где в знаменателе указывается номер надбавки.
Тем не менее, невзирая на ГОСТ, отечественные производители все же иногда упрощают строгую кодировку или вовсе не руководствуются стандартами, ссылаясь на мировой опыт. Зарубежные фирмы, как правило, при нанесении артикула используют свои индивидуальные обозначения. Их можно расшифровать, ознакомившись с соответствующим каталогом.
Систематизация имеет большое значение не только для производителей, но и для потребителей, ведь артикул дает исчерпывающую информацию о товаре. Для первых он позволяет правильно классифицировать продукцию и осуществлять поиск быстро и просто. Для вторых — при минимальных знаниях получить нужные сведения об основных характеристиках обуви.
В каталоге компании VZV.su можно найти модели по артикулу.