Главная задача перед открытием любого магазина – это создание грамотной и эффективной команды, которая и приведет Ваш бизнес к успеху. В формате магазина «у дома» подбор персонала для магазина выходит практически на первый план – т.к. именно будущим продавцам будет доверено создание имиджа в глазах покупателей.
Если мы задумаемся о том, часто ли мы помним продавцов из крупных торговых центров – то скорей всего сможем вспомнить единицы. А вот с людьми, работающими в соседнем продуктовом или любом другом магазине в спальном районе, Вы скорей всего здороваетесь на улице, когда проходите мимо. Так каким же должен быть «идеальный» продавец?
Термин «подбор персонала» для магазина включает в данном случае сразу несколько аспектов:
- выбор будущего работника по компетенциям, опыту работы и другим входным параметрам;
- обучение персонала и организация бизнес-процессов;
- консультации и управление персоналом по мере роста предприятия;
- контроль и руководство по установленному функционалу.
Выбор будущей «команды мечты»
Подбор персонала для магазина и организация сплочённой команды в большинстве случаев дело сложное и хлопотное, а в розничном бизнесе тем более, т.к. это основа, на которой держится очень многое. Для начала необходимо выделить основные критерии потенциального работника для Вашей торговой точки. При этом, по моему опыту, Вы не всегда сможете увидеть их явно в резюме, и всегда желательна личная беседа.
Итак, при отборе кандидатов для нас будет важным:
- врожденное или приобретенное умение продавать (практически не важно, что и кому);
- приятная внешность и грамотная речь (второе важнее);
- коммуникабельность;
- скорость обучения;
- терпение и стрессоустойчивость.
Очень часто в сферу торговли приходят люди, которые никогда в ней не работали, но, к примеру, с хорошим знанием психологии людей, или с интуитивной способностью продавать, делают это гораздо лучше продавцов с большим опытом работы. Есть такой термин, как «профессиональное выгорание» — это когда люди со стажем работы в одной сфере деятельности больше нескольких лет делают это в разы хуже, чем новички.
Открывая магазин детской обуви, стоит приветствовать наличие у продавцов собственных детей, желательно больше одного и разных возрастов.
Во-первых, скорее всего, такой человек сможет довольно быстро сориентироваться в потребностях покупателей разного возраста, особенно при сезонном наплыве посетителей.
Во-вторых, у него уже должен быть выработан определенный уровень терпимости к детям, их поведению, и даже поведению родителей. Также стоит учитывать, что у него обязательно есть круг общения с Вашей целевой аудиторией, а значит, возможность создавать дополнительный входящий поток без материальных затрат.
Грамотная речь стоит на втором месте не случайно, т.к. взрослого человека с большим количеством «сорных» слов переучить довольно сложно, и время будет потрачено впустую. При этом, согласитесь, что, выбирая обувь ребенку, приятно пообщавшись с продавцом и получив максимум полезной информации, захочется вернуться сюда снова.
Сфера продаж детской обуви требует от сотрудников высокой скорости обучения, т.к. материалы и модели постоянно меняются и модернизируются, появляются новые. А чтобы грамотно их продавать, нужно хорошо владеть информацией и правильно ее подавать. Например, далеко не все мамы и, тем более, бабушки владеют полной информацией о свойствах мембранной обуви или современных утеплителей, поэтому полноценная консультация определит 60% успеха.
Обучение и организация при подборе персонала для магазина
Современное, пусть даже небольшое, предприятие не может начинать работу без четко прописанных, а потом организованных бизнес-процессов. Лучше на начальном этапе потратить время и силы на формирование регламентов, чем впоследствии бороться с неразберихой и непонятным распределением функционала.
Минимальный набор документов — это, как правило:
- должностные инструкции;
- правила поведения в нестандартной ситуации;
- правила выкладки и хранения;
- правила трудового распорядка.
Подбор персонала для магазина, как правило, напрямую зависит от количества отделов (по одному на зал/отдел) и общей площади. При этом важно учитывать, что обязательно будет общий функционал, как, например, приемка товара, работа со складом, инвентаризации, уборка помещений. Если Вы принимаете на работу более одного продавца, данный функционал должен быть четко распределен и прописан в должностной инструкции во избежание проблем в будущем.
Сегодня, малый бизнес очень активно пользуется услугами аутсорсинга, приглашая непрофильных специалистов на определенные работы. По опыту работы, проведение обучения и повышения квалификации сотрудников, как на начальном этапе, так и впоследствии, лучше доверить профессионалам со стороны. Здесь можно получить и некую выгоду, т.к. некоторые производители обуви сами готовы обучать Ваших сотрудников, предоставлять максимум маркетинговой информации, и даже отслеживать результаты своего обучения.
Не стоит забывать и о специализированных тренингах по обучению продажам, или психологии потенциальных покупателей, которые также можно провести самостоятельно, или отправить сотрудников на сторонние курсы. Это и повысит профессиональный уровень Ваших продавцов, и послужит для них дополнительной мотивацией.
Управление персоналом
В крупных компаниях, сегодня, зачастую существуют целые департаменты по управлению персоналом, и не зря этому уделяется столько внимания. По мере роста Вашего бизнеса на руководителя существенно увеличивается нагрузка. Ему приходится заниматься поставками (читайте статью: оптовая закупка обуви — наполнение магазина ассортиментом), договорами, учетом, работать с государственными органами, контролировать сотрудников и оптимизировать бизнес-процессы. Как показывает практика, в небольшом магазине, при росте количества сотрудников до 3-4, полноценно управлять ими и заниматься всем остальным одному руководителю будет достаточно проблематично.
Необходимо вовремя принять отдельного сотрудника на часть функционала, чтобы не упустить важные моменты в организации бизнеса. При отсутствии финансовых возможностей для увеличения штата, данным функционалом можно наделить одного из существующих продавцов. Правильно грамотно обозначить сотруднику, что это скорее его заслуга (повышение), нежели просто дополнительный круг обязанностей. К примеру, перевод на должность старшего продавца – будет хорошей мотивацией.
Можете наделить сотрудника частью функционала по закупке обуви. Через онлайн-каталог VZV.su легко подбирать нужный ассортимент, а к постоянным клиентам прикрепляется личный менеджер, так что если у сотрудника возникнут проблемы, то менеджер его проконсультирует по подбору и покупке обуви. Оформление заказа здесь быстрое и удобное. Также, Вам не придется проверять гору бумаг, так как прилагается всего один пакет документов. И доставку вы оплатите всего один раз, нежели платили бы каждый раз при заказе от разных поставщиков. Так что, пользуясь онлайн-каталогом VZV.su, Вы экономите много времени, а у сотрудника не будет проблем с новыми обязанностями.
Контроль
Как мы уже говорили выше, в определенный момент времени у руководителя наступает перенасыщение обязанностями, но в данном случае очень важно не забросить такое направление, как контроль. Мало написать сотруднику должностную инструкцию и следить за результатами его продаж, важно отслеживать уровень его квалификации при консультировании клиентов, ответственность по поддержанию порядка в торговом зале, выполнению всех его обязанностей.
Однако, зачастую, самостоятельно проверить продавца представляется сложным. Тут нам на помощь снова приходят аутсорсинговые компании – а именно, «тайный покупатель». Подобные услуги оказываются, как правило, разово, и не являются очень дорогостоящими, но при этом дают максимум полезной и нужной информации для руководителя с точки зрения контроля.
На каждого продавца Вы можете установить свои параметры проверки и получить исчерпывающую информацию, при этом продавцу вряд ли удастся «раскусить» такого покупателя. Если Вы не уверены в сотруднике на начальном этапе и не готовы тратить средства для выявления проблем, можно договориться с друзьями или знакомыми (желательно, не клиентами магазина) на небольшую экскурсию в Ваш магазин.
Подведем итог
Каждый из нас заинтересован в построении эффективной, активной, прогрессивной команды с минимумом затрат. Важно понимать, что работа с персоналом не заканчивается на этапе подписания трудового договора, а, наоборот, только начинается. И от того, насколько продуктивно Вы будете работать с этой командой сами, и будет зависеть эффективность Вашего бизнеса в целом.
Покупайте детскую обувь оптом на сайте VZV.su.
Зарегистрируйтесь на нашем сайте и получите скидку на первый заказ!
Комментарии: