Товарный ассортимент — совокупность любой продукции, которая реализуется магазинами (торговыми предприятиями). В зависимости от различных факторов он может иметь несколько видов:
- простой товарный ассортимент (виды товаров отличаются по одному-двум признакам);
- сложный товарный ассортимент (товары представлены разнообразными видами, которые характеризуются тремя и более свойствами);
- укрупненный товарный ассортимент (наличие нескольких товарных групп, товары в которых объединены по каким-либо свойствам);
- развернутый товарный ассортимент (товар представлен большим количеством различных товарных групп, подгрупп и видов).
Более широкое понятие товарного ассортимента подразумевает совокупность всех товаров, реализуемых магазином, сформированную не только на основании анализа потребительского спроса, но и с учетом конкретной ценовой категории, особенностей территориального расположения торговой точки, размера торговых площадей магазина, анализа деятельности конкурентов и многих других факторов.
Основные принципы формирования товарного ассортимента
Наиболее важными принципами формирования товарного ассортимента для магазина считаются следующие:
- Товарный ассортимент должен соответствовать потребительскому спросу. Не пользующиеся спросом товары должны быть заменены более актуальными, поскольку могут привести к убыткам, при этом неликвидная продукция обязательно должна присутствовать на витрине.
- При учете товарного ассортимента необходимо правильно рассчитывать его структуру, которая выражается, как правило, в процентном соотношении количественных показателей различных групп товаров к общему объему продукции магазина. Для обеспечения хорошего товарного оборота % конкретной продукции на витрине должен соответствовать % прибыли, получаемой от реализации данного товара.
- Товарный ассортимент магазина должен быть представлен достаточной широтой и полнотой. Избыточность товара в торговой точке может столь же отрицательно повлиять на продажи, как и его недостаток. Если в товарный ассортимент магазина входит несколько групп товаров (широта ассортимента), нужно следить за тем, чтобы каждая из этих групп была представлена как можно более полно (полнота ассортимента).
- Товарный ассортимент должен быть устойчивым. Если покупатель знает, где продается конкретный товар, он пойдет именно туда. Колебания широты и полноты ассортимента допустимы при наличии утвержденного ассортиментного минимума — перечня товаров, которые обязаны всегда быть в наличии.
- Ассортимент должен периодически обновляться. Даже ассортиментный перечень требует актуализации на основе данных анализа продаж и потребительского спроса.
С учетом данных принципов и происходит поэтапное осуществление процесса формирования товарного ассортимента магазина.
Этапы процесса формирования товарного ассортимента в магазине
Процесс формирования товарного ассортимента сводится к следующим последовательным операциям:
- анализ потребительского спроса на конкретном рынке продукции;
- анализ конкурентной составляющей и ассортимента конкурирующих магазинов;
- анализ технических возможностей магазина для обеспечения полноты ассортимента;
- оценка ассортимента с позиции покупателя, определение уникальных предложений;
- формирование ассортимента с учетом полученных данных;
- разработка и утверждение ассортиментного минимума;
- определение необходимости ротации групп или видов товаров на основании данных анализа продаж;
- управление товарным ассортиментом и товарными запасами.
Влияние различных факторов на формирование ассортимента товаров
Формирование ассортимента товаров для обувных магазинов не ограничивается определенным набором влияющих факторов. В обувном бизнесе существует масса тонкостей и нюансов, которые будут актуальны для конкретной торговой точки в конкретном городе конкретного региона. Факторы сезонности, изменчивости климата, тенденции моды — все это оказывает непосредственное влияние на то, что именно должно продаваться в магазине в тот или иной период времени. В дождливое прохладное лето покупатели вряд ли станут приобретать в большом количестве босоножки и сандалии — скорее, они отдадут предпочтение туфлям и кроссовкам. Именно поэтому важно, чтобы ассортимент магазина мог удовлетворить потребность покупателя в любом случае.
Понимая сложность процесса формирования товарного ассортимента, компания VZV.su предлагает своим партнерам помощь в решении этой задачи. Персональные менеджеры всегда готовы предоставить актуальную статистику именно для вашего региона и города, помочь в подборе товаров для вашего магазина, ведь от успешности вашего бизнеса зависит и наш успех.
Идите к успеху уверенно, несмотря на сезоны, погоду и капризы современной моды!
С уважением, команда VZV.su
Зарегистрируйтесь на нашем сайте и получите скидку на первый заказ!
Комментарии: